Это изменение условий для ребенка. Процесс это многогранный. Здесь нужно говорить не только об адаптации ребенка в детском саду, но и об адаптации мамы к изменившимся условиям в жизни ребенка.
Что меняется у ребенка, когда он приходит в детский сад? В той или иной степени меняется:
-режим дня;
-окружение;.
-необходимость слушать нового взрослого;
-необходимость навыков самообслуживания.
Все проблемы и капризы ребенка не решаются так персонально и быстро, как они решались дома.
Что мы можем сделать, чтобы облегчить ребенку эту ситуацию? В первую очередь необходимо начать с адаптации мамы к походу ребенка в детсад.
Адаптация мамы к походу ребенка в детсад
Поход в детский сад означает для мамы переход на новую ступень развития. Это значит, что ребенок стает более независимым от мамы. Очень частая ситуация, когда ребенок спокойно идет в детский сад и готов к новой ступени, а мама не готова его на эту ступень отпустить. Это одна из самых сложных ситуаций в жизни работников детского сада. Мама придумывает бесконечные предлоги не отпустить ребенка: посидеть в раздевалке, походить под окнами, звонит воспитателю.
С развитием новых технологий появилась такая прекрасная вещь для вот таких мам – система видеонаблюдения в детском саду. Такая мама приходит на работу, включает видеонаблюдение и на весь день зависает в этом видеонаблюдении. Маме нужно расслабиться, выключить монитор и заняться работой. Иначе мама может любой незначительный конфликт, который происходит с ее ребенком, раздуть до очень сложного. Лучше эти конфликты не видеть. Ребенок, скорее всего, забудет, что кто-то его толкнул или он облился супом, а мама вряд ли забудет.
Маме нужно настроиться на то, что взросление малыша – это закономерный процесс, и задача родителей – сделать его максимально успешным. Хвалить нужно за каждую мелочь. Отдал игрушку другому малышу – молодец, сам разделся перед сном – умница, увлеченно рисовал – талант. Если ребенок не плачет без мамы, это не значит, что он перестал ее любить, просто взрослеет.
Адаптация ребенка к походу в детсад
Важнейшая задача родителей – создавать положительную мотивацию для похода в детский сад. Родители могут рассказать ребенку о:
- новых игрушках, которые ждут его в детском саду;
- новых интересных занятиях;
- новых друзьях.
В течение 2-ух недель до похода в детсад необходимо работать над созданием положительной мотивации. Возможно, придется поддерживать мотивацию и после того, как ребенок начнет ходить в детсад. Не у всех проходит гладко знакомство с новым местом, новыми людьми.
Вторая, очень важная задача родителей, - это максимально приблизить режим дня ребенка к детсадовскому режиму дня. Если ребенок не привык рано вставать, а его резко начинают рано будить и тянуть в детсад, никакому ребенку это не понравится. Поэтому заранее нужно выяснить, в котором часу у детей в детском садике завтрак, ужин, сон, и недели за две начинать такой режим дня практиковать. Если не получается, нужно постепенно адаптироваться к этому моменту. Например, не приезжать к завтраку, а приезжать к первому занятию, но покормить ребенка дома. Режим дня садика приближать постепенно.
Третий очень важный момент – это привитие навыков самообслуживания. В детском саду у воспитателя детей много. Даже если идти в частный детсад, все равно малыш уже не один, поэтому ребенок должен иметь навыки самообслуживания, а именно самостоятельно:
• Кушать;
• Одеваться (хотя бы частично);
• Ходит на горшок (в туалет).
Ребенку важно хотя бы чуть-чуть сохранить память о доме, поэтому полезно дать ему в сад любимую игрушку.
Следующим важным моментом адаптации ребенка в детском саду является необходимость общаться с большим количеством сверстников. Лучше заранее приводить ребенка на детские площадки, вводить его в детский коллектив, чтобы у него появилась необходимость как-то с другими ребятами общаться, особенно если ребенок растет дома один.
Залог успешной адаптации ребенка – это сотрудничество воспитателя и родителя. Маме обязательно нужно рассказать воспитателю об особенностях психологии своего ребенка. Это поможет ребенку быстро адаптироваться в детском саду.