Многие родители стремятся, чтобы их малыш в раннем возрасте не только читал, но и считал. Формирование основных математических основ можно начинать с 3 лет. Это еще не обучение, а формирование навыков. Хотя Мари Монтессори говорит, что все, что мы делаем с детьми, это обучение. Ребенок приходит на занятия играть, а не чтобы его чему-то учили. Все подается в формате игры.С возраста 3-4 лет ребенок должен овладеть такими математическими понятиями:
• Большой – маленький;
• Счет от 1 до 10 и обратно;
• Элементарные фигуры: квадрат, круг, треугольник и прямоугольник.
Как дать эти понятия ребенку, чтобы не перегрузить его, поскольку это маленькие еще дети?
Учимся контактному счету
Для обучения счету от 1 до 10 подойдет методика Сесиль Лупан. Родители, которые механически учат считать ребенка, сталкиваются с тем, что дитя считает не 1,2,3,4, а 3, 5, 7, 10. Почему так? Математическое понятие не закрепили. После того, как сформирован счет от 1 до 10, далее формируем контактный счет. Здесь хорошо бы провести такое упражнение.
Поставили правую ручку дети, растопырили пальчики, а указательным пальчиком левой руки считаем пальчики на правой. Перед каждым ребенком должен лежать набор цифр. Проговаривая цифру, ее нужно на карточке показывать. Аналогичная процедура с левой рукой, а потом все вместе – обе руки.
Счет до заранее заданного числа
Как только контактный счет освоили, переходим к счету до заранее заданного числа. Что это?
Перед ребенком педагог (мама) кладет горсть фасоли и говорит: «Мне нужно отсчитать из горсти 4 фасолинки. Посмотрите, как я это делаю». При этом показывает табличку с цифрой «4» и демонстрирует сам процесс. Потом ребенок должен будет повторить и из своей горсточки отсчитать 4 фасолинки. Таким образом, ребенок привыкает к цифрам, а не фигурирует простая механика.
Можно подключить двигательную активность и попросить собирать грибочки в ведерочки.
Обучение обратному счету
Также малыш должен овладеть обратным счетом. Здесь на помощь придут цифры ли кубики. Циферки раскладываются на столе. Берутся игрушки. «Чебурашка живет на единичке, а Крокодил Гена - на десяточке. Чтобы Чебурашка добрался до Гены, ему нужно посчитать от 1 до 10». Как только малыш все выговаривает, в цифрах не ошибается, считает по порядку, можно начинать считать обратно. «Теперь Гена пойдет к Чебурашке: 10,9,...,2,1».Когда ребенок научился считать до 10 и обратно, можно предложить поиграть в такую игру: « Детишки, закройте глаза». Пока дети не смотрели, педагог убирает какую-то цифру, к примеру, «7». Когда малыши откроют глаза, им предлагается угадать, какой цифры нет. Последней всегда убирается десятка. Как только ребенок с Чебурашкой прошел к Гене без цифр и просчитал до 10, а потом обратно до 1 просчитал по дорожке без цифр, значит, он овладел обратным счетом до 10.
Благодаря тому, что ребенок освоил счет до 10, он уже готов к подготовке к школе и решению примеров на сложение и вычитание.