В возрасте 3-4 лет ребенок может уже овладеть понятиями основных 4 форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. На помощь педагогу приходят различные популярные методики.
Методика Дьенеша
Блоки Дьенеша, с которыми ребенок любит играть, позволяет изучить не только геометрические формы. Нужно не просто показывать фигуру и говорить: «Это треугольник. Запомни!» Детки должны играть. Например, строить домики, в которых используют фигурки. Можно совместить со сказкой. Взять фигурки трех поросят и строить Ниф-нифу высокий домик, Наф-нафу – средний домик, а Нуф-нуфу - самый маленький домик. Строить домики из прямоугольников и треугольников. При такой игре дети осваивают понятия:
- размер: маленький, средний, большой;
- форма: треугольник, прямоугольник;
- цвет: фигурки разных цветов.
Благодаря блокам Дьенеша ребенок может освоить понятия «толстый» - «тонкий».
Палочки Кьюзенера
С помощью палочек Кьюзенера ребенок может овладеть такими понятиями, как высокий, средний и низкий. Опять же, можно использовать сказку про трех поросят. Чем больше педагог делает наглядных действий над формами, тем ребенок лучше усвоит. Для высокого дома педагогом и детьми используются высокие палочки, для среднего дома – средние, для низкого – маленькие.
Второй шаг, который дает педагог – дает понятие части и целого. Здесь тоже можно придумать историю, что в гости пришли Крокодил Гена и Чебурашка. Их нужно напоить чаем. Они любят сладкое, поэтому им купили много конфет. Одну большую для Гены и много маленьких для Чебурашки. У детей можно спросить: «Мы Чебурашке дадим одну конфету или много?» Большинство детей говорят, что много. Попили чай, поблагодарили, гости ушли. Теперь у ребенка можно спросить: «Кто больше съел конфет?» «Конечно, Чебурашка, ведь он съел много конфет», - ответят дети.
И тут можно детям открыть тайну – выложить маленькие палочки (конфетки) на одну большую. Оказывается, Чебурашка съел столько же конфет, сколько и Гена. Просто Чебурашка маленький, рот у него небольшой, и большую конфету ему будет кушать неудобно. Гена большой, ему большую удобно есть. Поэтому Чебурашке конфету разделили на много частей. Дальше – определяем, на сколько частей разделили. При укладывании маленьких частей на большую палочку, будет задействована координация, мелкая моторика, а не только математика.