Интеграция, соединение логопедических и физических упражнений, на физкультурных занятиях. Овладение правильным, грамотным родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. А физическое воспитание является залогом здоровья ребёнка. Согласно теории о структуре мозга, низший уровень – это речедвигательный. Поэтому развивая движение, мы развиваем речь ребёнка. Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Часто дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают к логопеду преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается значимый для речевого развития возраст с 3 до 5лет.
Поэтому мы хотим вас познакомить с рядом упражнений, которые помогут вашему малышу одновременно развивать речь и движение . В комплекс упражнений включаются артикуляционная гимнастика совмещённая с пальчиковыми упражнениями , и упражнениями направленными на развитие крупной моторики.
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка, губ. Затем в работу подключается крупная моторика. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличаются от общепринятых, положительный результат достигается за счёт соединения движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки и физическими упражнениями. Все упражнения выполняются в игровой форме, на полу, т.к порой ребёнка трудно усадить за стол.Для их выполнения вам понадобиться только хорошее настроение.
При систематическом использовании этого комплекса упражнений, происходит развитие артикуляционной и общей моторики, развитие речи и коррекция речевых нарушений, координации движений, пространственных представлений.
Весь комплекс упражнений рассчитан на детей от 3 до7 лет. На первом занятии проводятся 2-3 артикуляционных упражнения совмещённых с упражнениями на крупную моторику. На следующем занятии подключается упражнения с движением кисти одной руки. Постепенно происходит усложнение комплекса, за счёт количества повторений и подключение второй руки. Для детей 3-4 лет количество повторов – 3-4; для 4-5 лет -5-6 раз; 5-7 лет-7-8 раз
Мы покажем вам весь комплекс упражнений, а поможет нам Вероника.
Артикуляционные упражнения
1.Артикуляционное упражнение « Окошко»
Исходное положение - рот закрыт. Широко открыть рот – закрыть рот.
Кисть руки : сжать-разжать.
Физическое упражнение « Окошко»
Исходное положение -стоя, руки на поясе. На счёт раз – носки врозь, два - и.п.
2..Артикуляционное упражнение. « Заборчик – трубочка»
Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты; губы вытягиваются вперёд,
« трубочкой». Упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва.
Движение кисти руки : на счёт « один» – пальцы врозь, веером, на счёт «два» –пальцы собрать в щепоть.
Физическое упражнение « Заборчик –трубочка»
Исходное положение.- стоя, руки к плечам. На счёт 1 -2 –приставной шаг, наклон вперёд со звуком «У». На счёт 3-4 тоже влево, исходное положение.
3..Артикуляционное упражнение. « Часики»
Исходное положение: улыбнуться, чуть приоткрыть рот.
Острым кончиком языка коснутся правого уголка рта, затем - левого. Эти движения повторяются 5-6 раз без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки - двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.
Физическое упражнение « Часики»
Исходное положение.-стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-2 –наклон туловища вправо, произнести « тик»,
3-4 – тоже влево, произнести « так».
звук Л | звук Ш | Упражнение "Гармошка" | Звук Р увулярный | Дыхательная гимнастика |
4.Артикуляционное упражнение. « Качели»
Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.
Язык, поднимается за верхние зубы, затем язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется 4-6 раз.
Кисть руки-движения ладонью вверх, вниз.
Физическое упражнение « Качели»
Исходное положение – стойка руки на поясе;
- 1-2 – подняться на носки;
- 3-4 – опуститься на пятки.
5.Артикуляционное упражнение « Лошадка»
Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается.
Кисть руки – большим и каждым пальцем производятся щелчки вместе с языком.
Физическое упражнение «Лошадка» - выполнение переднего галопа.
6.Артикуляционное упражнение. « Грибок»
Исходное положение: – улыбнуться, рот открыт, присосать язык к нёбу.
Кисть руки – ладонью вверх на уровне груди, поднимаем кисть вверх, удерживаем.
Физическое упражнение «Грибок» - Исходное положение: – стойка на одной ноге, руки вверх.
7.Артикуляционное упражнение. « Дятел»
Исходное положение- улыбнуться, открыть рот. Кончик языка за верхними зубами, произносить «Дэ-дэ-дэ»
Кисть руки – соединять большой палец с указательным, в темпе произнесения звука «Д».
Физическое упражнение «Дятел» - и. п. – лежа на животе, руки на полу, лоб на ладонях, ноги прямые, пятки прижаты друг к другу;
- 1-2 – поднять верхнюю часть туловища, руки на пояс;
- 3-4 – принять и. п.
Упражнение на дыхание:
« Насос»
Исходное положение – стоя, руки вдоль туловища. Наклоны вперёд со звуком « С», руки выполняют движения имитирующие движения насоса.
« Булькание»
Оборудование – стакан с водой, коктейльная трубочка. Подуть в трубочку.
В программе принимали участие : Рудакова Антонина Игоревна, инструктор по физическому воспитанию. Плужникова Елена Алексеевна, учитель – логопед. Центр развития ребёнка.
Благодарим вас за внимание. Надеемся, что наши упражнения помогут вашему ребёнку.