Все вы встречались с нарушением звукопроизношения.
А что такое звукопроизношение?
В первую очередь, это артикуляция. И помогают нам, конечно органы артикуляции, это наши рот и язык, губы.
Сегодня мы с Ярославом покажем вам те упражнения, которые вы можете делать дома, до визита к логопеду.
Первое упражнение: Заборчик.
Смотрим на себя в зеркало , показываем зубки и удерживаем позицию под счет, сначала до трех, потом до пяти.
Правильно научить ребенка по команде открывать и закрывать рот: Широко открыть рот, закрыть ротик, и так несколько подходов.
Второе упражнение: Улыбка и трубочка.
Сильно улыбаемся «до ушей» и сворачиваем в трубочку губки. Если ребенок не может вытянуть губы в трубочку, помогите ему пальцами. И сказать «У. И» Так мы разминаем мышцы губ.
Третье упражнение: для нашего непослушного язычка.
Попросите ребенка показать длинный, длинный язычок и спрятать его. Пусть ребенок учиться выполнять по команде свое упражнение. Но обязательно нужно смотреть ему на себя в зеркало.
Открыть ротик и широко положить язычок, расслабить его, как будто он загорает. Ребенок сам может помочь чистыми ручками расправить язычок. И потом прячем его в ротик снова.
Снова достать язычок и пошлепать его губами «наказываем» его.
Четвертое упражнение: язычок катается с горки.
Упираемся кончиком языка в нижние резцы (зубки), если они есть. Если они выпали , то мы ищем нёбо. И спрятали снова язычок.
Самое главное контролируйте упражнения счетом. Считайте всегда.
Пятое упражнение: язычок катается на качелях.
Язычок вытягиваем вверх к носику и потом тянем вниз до пупкаJ
Иногда можно помогать ребенку жестом. Вверх , вниз, чтобы сориентировать ребенка в пространстве.
Шестое упражнение: часы.
Вытаскиваем язычок и водим вправо и влево. К правой щечке, удерживаем, и к левой щечке удерживаем. Вверх, до зубов и вниз.
Седьмое упражнение: Жало.
Сильно вытягиваем язычок вперед и прямо. Делаем острый язычок, как жало у пчелки. Напрягаем язычок и тянем к своему пальчику. Мышцы должны напрягаться.
Восьмое упражнение: трубочка.
Вытягиваем язычок в трубочку, носиком вдохнули, и щеки не надуваем. Можно придерживать щеки , чтобы они не надувались. Так мы формируем правильную воздушную струю. Она должна идти посередине языка.
Девятое упражнение: вкусное варенье.
Все дети любят варенье, облизываем губки по кругу.
Десятое упражнение: мороженое.
Облизываем только верхнюю губу.
Одиннадцатое упражнение.
Болтушка. Улыбнемся и болтаем как индюки: «Ба, ба, ба, ба, ба»
Быстро, быстро.
Для того чтобы растянуть подъязычную уздечку можно не ходить к хирургу а делать с детства упражнение «Лошадка» Цокаем язычком громко и медленно.
«Грибок» Медленно и сильно щелкаем язычком.
Для произношения буквы «Р» упражнение «Дятел» постучим по зубам кончиком языка.
Челюсть не двигается, только язычок работает. И говорим «Д, Д, Д, Д»
Вот такие элементарные упражнения вы можете делать дома.
Даже вы можете не садиться за стол. Можно подойти к зеркалу или умывальнику когда чистим зубки, и делать эти упражнения в течение дня.
Задумка очень хорошая.Только несколько НО:ребенок выполняет упражнения не по КОМАНДЕ взрослого(ребенок-не собака),а по просьбе взрослого.И хорошо бы ,как в последней части,сказать,какие упражнения для каких звуков.А так все очень понравилось.Спасибо.
Слово "команда" используется во многих методиках обучения и воспитания детей. Как бы мы не называли то, о чем вы говорите, смысл один и тот же. Это и инструкция, и указания, и просьба и т. д. А в отношении упражнений для конкретных звуков я была бы очень осторожной. Задача логопедов, как и врачей, не навредить, а помочь. И рекомендовать конкретные упражнения для определенного звука не видя состояния мышц артикуляционного аппарата я считаю не правильно.
Систематическое занятие с ребенком поможет избежать проблем с произношением букв, дочке поначалу сложно было выговаривать "р", но спустя несколько занятий появились улучшения. Воспитатели в садике тоже практикуют изучение звуков с зеркалом, чтобы ребенок видел как правильно должны быть расположены губы, язычок. Если же занятий недостаточно, то есть специальные логопедические группы, где идет больше уклон на развитие речи.
Мы не только встречались с нарушениями произношения тех или иных звуков, но некоторые из нас и сами имеют такие нарушения различной степени. Вот я, например, букву "р" произношу не совсем четко. Это у меня с детства. Сейчас уже порядком поднадоело это, обратился к логопеду. Так что, если у ребенка есть какие-то нарушения в произношении и самостоятельно их исправить не выходит - лучше повести его к специалисту, пока он еще маленький.
Я так переживала, когда доченька не выговаривала букву Р. Но прошло время и теперь она четко произносит слова с этой буквой. Никогда не думала, что дома тоже так можно заниматься с детками. Я считала всегда, нужно обратиться к специалисту. Но времени маловато. А упражнения очень простые и доступные для родителей. Можно самим практиковаться. И у деток не будет проблем с произношением.
У моего сынули тоже были проблемы с буквой "р", но мы тогда справились без логопеда, просто постоянно тренируясь произносить слова с этой буквой. Ведь когда малыш видит, как именно мама повторяет, например, слово "рыба", он вслед за ней старается так же его сказать. А сейчас узнала, что оказывается есть столько интересных упражнений. Обязательно их учту, если мы о втором ребенке задумаемся.
Хорошие советы. Главное как раз нужные как никогда. Иногда боюсь, чтобы у моего малыша не возникло проблем с произношением звуков. Я сама плохо произношу букву "Р", потому думаю, чтоб это не стало потомственным. Планирую периодически показывать сына логопеду для профилактики. Благодаря перечисленным советам, смогу и сама чем-то помочь своему ребенку.
Очень полезные упражнения. Но, как оказалось не для всех подходят. Показала эту передачу подруге, у сына которой есть небольшие проблемы с произношением. Она тут же хотела опробовать эту методику на ребенке. Но сын наотрез отказался сидеть перед зеркалом и произносить слова и звуки. Как игру он это занятие не воспринял, а то, что в этих упражнениях есть польза, ему ведь не объяснишь. Наверное, все-таки это лучше получится у логопеда.