Каждый ребенок очень активен с самого рождения. Это доказывают повороты головы младенца в сторону звука, беспрестанные движения ручек и ножек, искание взглядом интересных предметов, активная смешная мимика. В самый первый год жизни малыш получает огромный опыт, который определяет всю его дальнейшую жизнь: от узнавания маминого лица до первых шагов. На все это требуются невероятные усилия и жизненная энергия. Благодаря личной неуемной активности, малыш сам осваивает сложнейшие вещи.Замечено, что когда ребенку предоставляется полная свобода действий, — он очень активный, увлеченный своим занятием, делает свои дела с желанием. Напротив, если его заставляют, принуждают, ограничивают — он теряет интерес к делу, становится безынициативным, порой недоброжелательным. Такое поведение объясняется одним: стремлением к свободе действий и самоопределению, что является основой потребностей любого человека.
Cтремление к свободе появляется очень рано.

Это выражается требованиями к самостоятельности: «Я сам!». При этом ребенок сам без посторонней помощи ищет и находит то, что важно для его личностного развития и самообучения. Родителям в такой период жизни ребенка надо помнить, что не стоит перебивать у него порой назойливую инициативу помочь взрослому или самому решить какую-нибудь важную задачку (например, научиться-таки застегивать пуговицы!). Когда ребенок сам добивается результата, — он испытывает ни с чем не сравнимое чувство гордости. Более того, каждое достижение придает ему все больше уверенности в своих силах и поддерживает желание стремиться к новым знаниям и победам. Свободный ребенок — активный ребенок со здоровым жизненным интересом. Родители, поддерживающие такую нужную для малыша позицию, всегда будут испытывать гордость за свое чадо. Вместе они получат бесценный опыт преодоления нерешительности и страха, ребенок научится принимать самостоятельные решения и достигать поставленной цели. Все это заложит в нем основы жизненных стереотипов и отношение к поставленным задачам.