Пятиклассника ждёт не только переход в 5 класс. Многие поступают в новую школу, где-то происходит объединение детей из параллельных классов. Новые предметы, новые учителя, новые требования. На первое место выходит задача наладить отношения в новом коллективе, привыкнуть к новым требованиям. Поэтому важно, чтобы к 5 классу ребёнком были усвоены базовые знания, сформированы навыки и умения необходимые для продолжения обучения в средней школе. Для этого, когда ребёнок учится в 3-4 классе, родителям необходимо создать условия, в которых школьник сможет на практике отработать и понять изученный на уроках материал.
Представьте ситуацию: у пятиклассников спросили: « Дети поют весёлую песню. Какой частью речи является слово весёлую? Варианты посыпались, как из рога изобилия: глагол, существительное, а кто-то и вовсе радостно сообщил, что это подлежащее, определение.
О чём напоминает нам этот пример?
О важности формирования у ребёнка умения слышать и анализировать информацию ( а для этого он должен не только заучивать, но и понимать материал); о важности уметь оперативно извлекать из памяти необходимую информацию, уметь логично строить ответ.
В последние годы отмечается снижение умения анализировать текстовую информацию. Современные технические средства позволяют экономить время при выполнении домашних заданий, быстро находить ответы на вопросы: «загуглил», выбрал из списка, прочитал, запомнил. С одной стороны – это плюс, но с другой стороны необходимо научиться при прочтении, например параграфа по истории, географии, биологии самостоятельно определять ключевую информацию, понимать как взаимосвязаны одни события с другими, уметь делать выводы. Ведь учащийся должен быть готов к выполнению не только разных школьных заданий, но и быть готовым к разным жизненным ситуациям.
Самим родителям надо быть готовыми к тому, что не всё будет гладко при переходе в среднее школьное звено. При этом не стоит запугивать раньше времени тем, «как сложно привыкать к новым учителям, будет очень трудно». Ребята начальных классов занимаются спортом, музыкой и тоже сталкиваются с разными стилями преподавателей, с разными подходами. Но учитель начальных классов, который за 4 года изучил своих подопечных, готов где-то быть снисходительным к промашкам того или другого ученика, зная, как тот, например, старается. Совсем другое в средней школе. Учителя рассчитывают на самостоятельность учеников, пятиклашке не придётся ждать снисхождения, и с него спрос будет строг.
Как помочь пятикласснику
Если произойдёт резкое снижение успеваемости по какому-то предмету, задача родителей помочь и поддержать, а не задавить обвинениями: «не стараешься, совсем поглупел». Поверьте, они стараются, но кроме изменившихся требований и новой учебной ситуации, в возрасте 11-13 лет идёт перестройка организма. Интенсивный рост сопровождается тем, что ребёнку сложнее справляться с нагрузкой, повышается утомляемость, снижается работоспособность. В этот период главное настраивать школьника на успех: «Ты справишься, у тебя получится». Проследить за режимом дня. Конечно, придя домой ребёнок пообещает сразу сделать уроки. Но вот позвонил друг и сказал: «Давай поиграем, пожалуйста, тебе же не слабо?» Что сделает ребёнок? Поддастся на уговоры. Хорошо, если в семье компьютер – это в первую очередь помощник в делах, а во вторую – развлечение. Не стоит, конечно, лишать ребёнка доступа к технике (запретный плод притягивает), но и оставлять без контроля не стоит. Дети спокойно воспринимают правила, если они были установлены сразу. Например, в будни компьютер только для дел: поиск информации для реферата, подготовка презентации, а в пятницу или субботу можно поиграть.
Итак, основные моменты:
1) Усвоение базовых знаний в начальной школе, формирование необходимых умений и навыков.
2) Формирование готовности слышать и анализировать, работать с информацией.
3) Готовность родственников к возможным переменам.
4) Режим дня. Настрой на успех.