Дети играют в песочнице, девочка 2-ух лет отбирает у 3-летнего мальчика совочек. Интересна реакция мамы. Мама трехлетнего мальчика подбегает к своему малышу и просит, чтобы тот отдал совочек, ведь девочка меньше, ей 2 годика. Что хочет показать мама своим поведением? Можно предположить только 2 варианта:
1) Мама хочет научить ребенка, как правильно взаимодействовать с другими детьми, не желает, чтобы ее ребенок был жадным, делился. Здесь тогда не соблюдается самое главное правило раннего возраста: до 3-х лет дети играют рядом, но не друг с дружкой. Друг для друга они являются источником отрицательных эмоций. Сложно увидеть компанию двух-трех детей, которые бы вместе катали одну машинку или вместе насыпали бы песок в одно ведерко. Обычно дети до 3-х лет либо раздражают друг дружку, либо не замечают.
2) Мама хотела научить ребенка отдавать что-то очень ценное другому ребенку. Во что это может вылиться во взрослом возрасте? Выросший трехлетний мальчик всегда будет отдавать меньшей девочке все, что у него есть: машина, квартира, все другие ценные вещи. И мама не будет понимать, почему он так делает. А все потому, что в раннем возрасте была заложена эта основа: младшим нужно все отдавать.
Пример №2 Неприличное слово
Родителям нужно всегда помнить, что они должны быть на стороне своих детей. К примеру, уставший от покупок в супермаркете ребенок на кассе говорит громко неприличное слово. Все слышат, возмущаются и начинают осуждать маму, мол, в семье кто-то так выражается. Мама в этот момент начинает говорить ругать малыша: «Замолчи. Где ты это слышал? Нельзя так говорить!» Эти действия мамы направлены на защиту себя. Она начинает корить ребенка в присутствии всех людей. И рушит целостность, базовое доверие к миру. Было бы правильно просто не заметить этого, пропустить мимо ушей.
Пример №3 Лишний, потому что не такой, как все
В развивающем центре занятия «Мама плюс малыш». Возраст детей 2 -2,5 года. С каждым ребенком мамы. Все дети занимаются, а один мальчик не может включиться в занятия. Он бегает и своей гиперподвижностью раздражает мам, потому что они думают, что их дети отвлекаются именно из-за него. После занятия все мамы ополчились против этой мамы и ее ребенка. Педагог предложила маме подождать и пока не посещать детский центр. Это неправильно. Мама ушла с обидой и тяжестью, понимая, что ее ребенок не такой, как все.
Правильнее было бы поговорить с этой мамой и предложить посещать занятия индивидуально для того, чтобы понять, всегда ли ребенок так себя ведет или ему тяжело адаптироваться, и он так реагирует на группу других людей. С мамами всех детей группы тоже нужно поговорить и предложить не осуждать маму активного ребенка, а помочь адаптировать его, чтобы тот не чувствовал себя изгоем.
Эти примеры указывают на то, что нужно всегда отталкиваться от желаний, особенностей и потребностей ребенка. Малыш всегда социализируется. Детский сад и школа поставят все на место. А родители должны принимать сторону своих деток.