В арт–терапии (терапии творчеством) присутствует такая популярная методика, как коллаж. С французского слово «коллаж» переводится как «наклеивать». Используя лист бумаги как основу, берутся вырезки из газет, журналов и плакатов и клеятся под определенную тему. Для дорисовки или дописывания чего-то необходимого используются карандаши или фломастеры. Для участия в данной методике не нужны определенные навыки, которые бы оценивались. Участники не боятся того, что они не умеют рисовать или лепить, поскольку вырезать могут все.
Цели арт – терапии и коллажа в частности:
• Диагностическая – понять, какие темы проблемные и постараться их проработать;
• Психотерапевтическая – повышение самооценки за счет самовыражения в творчестве;
• Эстетическая - получение удовольствия от увлекательного занятия.
Примеры работ подростков
Никите и Алеше 12 лет. Они сделали коллаж на тему: «Мое будущее через 10 лет».
У Алексея в коллаже присутствуют такие образы: большой аквариум с рыбками, человек с аквалангом, машинка, анекдоты и афоризмы, часы с разным временем (хотел бы уметь останавливать время), еда, двигатель машины. На листе ватмана осталось место, куда можно было бы еще что-то вклеить.
У Никиты более заполнен лист. Здесь присутствуют накачанный мужской торс, машина порше, автограф от звезды футбола или хоккея, надпись «папа» (хочет стать отцом и иметь семью), надписи, обозначающие силу, стильность, красоту, веселье, школу, друзей, лето. Мальчик хотел бы иметь суперспособность – все делать быстро.
Анализ коллажей
Изначально нужно обратить внимание, как ребенок делает коллаж. Алеша, к примеру, не сразу включился. Сначала задавал вопросы, а потом ему стало интересно. Пустые места свидетельствуют о недосказанности, не полной реализации. Алексею из всего, что он изобразил, больше всего понравилось управлять временем. Это может говорить о нехватке у мальчика свободного времени или о недостаточном умении организовывать себя. Все предположения обязательно проверяются в беседе с членами семьи, с самим ребенком. Алексей часто отвлекался и обращался к Никите. Здесь можно предположить момент с границами. Возможно, не всегда есть возможность и умение удержать границы. На коллаже изображены в основном достижения Алексея, но вообще нет социальных моментов, нет семьи, друзей, общества.
Никита делал свой коллаж внимательно, тщательно подбирал картинки, вовлечен в процесс. Это признак хорошей мотивации на обучение и психологические изменения. Ощущения достаточно гармоничного восприятия себя в будущем. Здесь есть семья, работа, друзья. Это позитивный взгляд в будущее.
Вывод
В данном случае коллаж использовался как диагностическая методика. По фигурам, присутствующим в работах, можно отметить важные темы (сферы) для ребенка, проблемные моменты, которые нужно уточнить с семьей.
В коллажах обоих мальчиков есть интересные моменты со временем: Леша бы хотел останавливать время, а Никита - ускоряться, делать что-то быстрее. Это говорит о нехватке у мальчиков свободного времени на себя, на реализацию желаемого.