Часто родители интересуются, какие пособия использовать для работы со своим ребенком, поскольку в большом количестве современных книг, пособий, дидактических материалов можно запутаться. Для начала вспомним языковые коды. Русский язык представлен такими системами:
- фонетика (произношение звуков) и фонематика (распознавание звуков);
- лексика (набор слов, известный ребенку);
- синтаксис (выход на предложение, фразы, связный текст);
- грамматика (как ребенок согласует слова во фразе);
- ритмика, мелодика, интонационная сторона речи.
Пособия по фонетике и фонематике
Для работы по фонетике и фонематике можно использовать пособие Ирины Смирновой «Логопедический альбом для исследования фонетико-фонематической стороны речи». К примеру, при раскрытии странички, можно увидеть рядом рисунки зуба и супа. Изменили одну фонему – изменился смысл слова. Ребенку нужно будет не произносить услышанное слово, а показывать соответствующий рисунок. Даже неговорящий ребенок сможет дать понять родителям, насколько он разбирается в фонемах.
Для закрепления звуков речи можно использовать логопедическое лото Т.А. Ткаченко, которое можно разрезать, складывать, выделять лишнее. В данном пособии предложена хорошая логика при постановке звуков.
Пособие А.И. Богомоловой «Нарушения произношения у детей» хорошо в том случае, если ребенок занимается с логопедом и нужно закреплять материал. Черно-белых картинок в книге мало, но материал для автоматизации звуков представлен большой.
Пособия по изучению лексики
Замечательное пособие Н.Э.Теремковой «Тренажер по развитию речи, внимания, памяти, мышления, восприятия» состоит из 4 частей. Здесь представлены все лексические темы. В первой части, к примеру, задания по темам «Сад, огород, деревья, ягоды». Сначала происходит знакомство с лексикой, затем можно предложить ребенку обвести картинку, раскрасить, выбрать лишнее, сложить овощи в банку. Пособие является опорой для родителей. Это тренажер, поэтому ребенку нужно будет выполнять задания, взаимодействуя с родителем и тем самым наращивать лексический запас.
С предыдущим тренажером хорошо совмещается пособие «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Не стоит, пройдя какую-нибудь тему, считать, что она окончательно усвоена ребенком. К ней постоянно стоит возвращаться, чтобы увидеть, как малыш удержал те знания, которые ему предложили.
Пособия для работы над синтаксисом
Хороши пособия Натальи Теремковой «Я учусь пересказывать», состоящие из нескольких книжек с постепенным усложнением. Открывая тему «День рождения», видим рисунок тортика. Можно обвести фрагменты, сосчитать и раскрасить свечки, определить, где лежат вишенки. Картинки являются опорой для составления текста.
Две книги Наталии Нищевой «Рассказываем по серии картинок» построены по такому же принципу – есть опора на картинки, короткий рассказ в помощь родителям и вопросы по тексту.
Пособия для уровня грамматики
Пособие В.С. Володиной «Альбом по развитию речи» ценно тем, что в одной книжке представлены все разделы, все коды речи, над которыми можно работать. Можно выучить по картинкам слова, вывести обобщающие понятия. Если ребенок маленький, можно изучать пассивно, когда все показывает и рассказывает родитель. Книга – всего лишь план, материал можно дополнять по аналогии.
Для самых маленьких можно использовать такие пособия:
Елены Янушко «Маленькие истории про медвежонка».
Елены Колесниковой «Раз словечко, два словечко».
Для формирования ритма, темпа, интонации родители могут использовать хлопанья, топанья, отстукивания, прыжки, петь песенки, и тогда все эти умения будут вкладываться в предыдущие уровни.